Илья РЕЗНИК: «За все эти годы бесконечные расспросы о Пугачевой, которая братом меня называла, а потом сама же эти родственные чувства где-то подрастеряла, мне надоели, но что поделать, если из творческой ее биографии никто уже ни меня, ни моих песен не вычеркнет?»
Это не первая наша встреча с Дмитрием Гордоном и, надеюсь, не последняя, потому что беседовать с ним и приятно, и интересно: я совершенно искренне считаю его одним из самых ярких журналистов на постсоветском пространстве, мастером своего дела, который не просто на собственное издание и имя работает, а просветительскую миссию выполняет — делает все от него зависящее, чтобы читатели и телезрители получили возможность как можно больше о великих и знаковых личностях узнать, их правду, а не очередной вымысел или сплетню «из жизни звезд» услышать. Цикл Диминых передач — это даже не телеэпопея и не сериал, а гораздо больше — история века (и уже даже не одного!) в лицах: каждая встреча перед камерой — частичка яркой мозаики, пестрой картины мира, в котором мы с вами живем.
Интервью Гордона увлекательные и захватывающие, поскольку собеседники словно исповедуются Диме, причем с каждым он уважителен, доброжелателен, к каждому положительно (как говорят американцы, friendly) настроен, и поэтому иначе с ним просто нельзя. Сборники его диалогов у меня дома на полке стоят, время от времени я их перечитываю и по-новому открываю для себя людей, которых, казалось бы, долгие годы знал, обращаю внимание на то, что в свое время в глаза мне не бросилось, а Дмитрий одним метким, как выстрел точно в цель, вопросом вытащил из своих визави на свет Божий.
Профессионал с большой буквы — что тут еще скажешь? — а если конкретно моего интервью коснуться, в эту книгу вошедшего, то когда мы его записывали, Дима поразил меня тем, что знает мое творчество лучше меня самого. Я ему — название песни, а он — цитату из нее (тут же, сразу!), я уже забыл, что там, в этом произведении, дальше и когда, собственно, его написал, а Гордон помнит... Думаю, многим журналистам и лицам, к ним себя причисляющим, стоит у Дмитрия поучиться: во-первых, прежде чем пригласить будущего собеседника на интервью, он собирает и досконально изучает все, что с ним связано, а во-вторых, садясь в кресло напротив, четко знает, что от тебя хочет услышать и кому это нужно.
Я нашу программу смотрел, все части большой статьи, вышедшей в «Бульваре Гордона», читал и хочу еще один важный момент отметить: и в эфире, и в газете все было так, как я говорил, никаких вырванных из контекста и вставленных «куда надо» фраз, субъективных выводов и суждений, даже неточностей — редакторских и корректорских! Если бы все так, как Дима и его команда, работали, поверьте, знаменитости гораздо охотнее на интервью соглашались бы и относились бы к представителям СМИ несколько иначе, хотя я, например, ни встреч с журналистами, ни вопросов каверзных не боюсь.
Недавно очередной концерт я устроил, и все три часа любой человек из зала — кто угодно — мог подойти к микрофону и спросить у меня о том, о чем ему хотелось узнать. А что? — скрывать мне нечего, лебезить не перед кем, «я себе уже все доказал»... Наверное, потому и Дмитрию отвечал открыто, не таясь и не опасаясь, что кому-то правда моя не понравится — к примеру, певицам, которых поименно назвал, а здесь, в предисловии, перечислять уже не хочу: зачем лишний раз бесплатную рекламу им делать? Сейчас ведь в шоу-бизнесе как: даже если гадость о себе артисты прочли — утираются и едва ли не благодарят, что хотя бы не забыли и фамилию не перепутали...
О певице, с которой работал больше всего, с наибольшим увлечением и самоотдачей и которая братом своим меня называла, а потом сама же эти родственные чувства где-то подрастеряла, я тоже говорил с Димой без особого энтузиазма: можете только представить, как за все эти годы бесконечные расспросы о Пугачевой мне надоели, но что поделать, если в моей жизни золотой период дружбы и сотрудничества с ней был, а из творческой ее биографии никто уже ни меня, ни моих песен не вычеркнет? За прошлое я и Всевышнему благодарен, и людям, которые с нами рядом были, а то, что сейчас происходит... Уверен: какое-то время пройдет, и яснее и четче станем мы понимать, почему все сложилось именно так, а не иначе: лично мне, если помягче выразиться, это пока не совсем ясно...
А, вот еще что... Я благодарен Дмитрию Гордону за то, что беседа наша не свелась, как это часто с другими его коллегами бывает, к обсуждению одной лишь темы: Илья Резник и эстрадные исполнители, с которыми ему сотрудничать довелось и доводится. Для человека моей профессии очень важно, интересуется ли интервьюер непосредственно творческим процессом: о чем и как поэту пишется? где, когда и под влиянием чего это происходит? как стихи и песни рождаются? — у каждого ведь по-разному. Меня этот момент диалога нашего зацепил, поскольку убежден: поэзия — не ремесло, а великое чудо, дар свыше, и я приведу простой, но очень красноречивый, на мой взгляд, пример.
Не помню, рассказывал я Диме или нет, как цикл «Молитвы» появился... Обращения к Богу и заповеди — в стихотворной форме — нисходили на меня в течение 10 дней, я записывал их хаотически, как в бреду или сильной спешке, на всем, что под рукой было: на обрывках бумажек, салфетках, а потом, когда решил, наконец, собрать и систематизировать, ничего не нашел (вроде и не выбрасывал, а куда подевались, не ведал)... В расстроенных чувствах другу своему — художнику и иконописцу Игорю Каменеву — позвонил: «Помнишь, я на днях тебе по телефону молитвы читал?». — «Конечно! Они потрясающие!». — «Ты знаешь, ни одной у меня теперь нет: пропали бесследно». — «Не пропали! — радостно воскликнул он. — Представляешь, привычки телефонные разговоры записывать у меня никогда не было, но когда среди ночи ты вдруг позвонил и новые стихи стал читать, я подумал: «Дай-ка Илью запишу — на всякий случай...».
Это ли не чудо, скажите? Запись получилась отличная, мы вместе ее расшифровали, Игорь 15 прекрасных иллюстраций сделал, и сборник «Молитвы» увидел свет, а вот спросите, как эти молитвы возникли, — вряд ли что-то внятное, рациональное, материалистическое я отвечу. Будто кусок души из тебя вылетает, отрывается что-то от сердца, и задача твоя — изложить это без промедления на бумаге, и грех твой великий, если поленишься...
Дорогой Дима! Если у тебя возникнет желание еще раз на съемки твоей программы меня пригласить, поверь, чем это интервью дополнить, найду и очень рад буду снова с тобой повидаться.
Новую книгу Дмитрия Гордона «Свет и тень» с автографом автора вы можете приобрести по почте.